Период IV. 1125—1150 гг.

Застройка усадьбы

Во второй четверти XII в. формируется новый ярус усадебной застройки, но планировка в целом сохраняется. В это время площадь усадьбы составляет около 840 кв. м. Основная жилая постройка по-прежнему представлена массивным рубленным в обло срубом-пятистенком размерами 11,2×8,3 м (сруб XIII-Г-10). Сруб ориентирован по линии север-юг. Все его стены сохранились на два венца, между венцами обнаружен мох.

В жилой части сруба был зафиксирован мощный развал каменной печи. При ее разрушении камни рассыпались по всей западной части сруба, а также часть развала перевалилась в сени. Среди камней находилось много фрагментов плинфы. у внутренней стены сруба удалось расчистить участок печи, где плинфа была поставлена на ребро. Вероятно, печь могла быть облицована кирпичом. Сама печь помещалась на мощном опечке, от которого сохранился юго-восточный дубовый столб. Реконструируемые размеры печи составляют 2,5×2,5 м. С севера, в торцах западной и восточной стены сруба, располагалось два столба галереи, аналогичной сооружению XIII-Г-12, предыдущего яруса. На одной линии между ними зафиксированы две забутовки столбов. Сохранившиеся столбы также имели пазы, в которых зафиксированы остатки балки. Вдоль восточной границы располагались две хозяйственные однокамерные постройки (срубы VII-32 и VII-49)

Берестяные грамоты

В слое второй четверти XII в. найдено 18 берестяных грамот, основными персонажами которых являются знакомые по предыдущему периоду Лука, Сновид и Домка, с которыми непосредственно связаны их компаньоны Иван и Микула. Основным автором писем был Лука, который постоянно писал отцу (грамоты №№ 999 1004, 1005). Всего с учетом предыдущего периода им адресовано отцу пять писем, судя по содержанию которых он постоянно находился в разъездах, и сообщал отцу, как идут дела, какие товары куплены, давал указание, что делать с присланным товаром, какие финансовые расчеты необходимо произвести и т. д. В грамотах речь идет о торговле зерном, кожей, сковородами, о расчетах с покупателями, о поездках в Луки и о покупке там товаров. В них содержатся яркие примеры складничества и живые детали торговой деятельности.

Коль скоро все письма Луки, адресованные отцу, найдены на одной усадьбе, с большой долей вероятности можно предполагать, что ее владельцем (или одним из владельцев) в этот период был отец Луки, имя которого пока остается неизвестным.

Кроме Луки чаще других в берестяных текстах упоминается Сновид, который является и автором, и адресатом посланий. К нему обращается Лука со своими компаньонами. В одном случае (№ 1009) Лука с Иваном сообщают Сновиду, что у них все в порядке, что свой товар они продали, а вот греческого не купили. В другой грамоте (№ 1045) Лука с Микулой пишут Сновиду о том, что заволочской белки они не купили из-за ее дороговизны, а задержались из-за распутицы. В приписке к основному тексту Лука просит Сновида отдать Домке 14 кун. Это тот самый Домка, который, беспокоясь о своем долге, просил Сновида (грамота № 1047) найти его должника и взять у него две гривны.

Сам Сновид является автором одного письма (№ 1007), адресованного Суляте. К сожалению, из-за фрагментарности текста невозможно полностью восстановить содержание письма, но, очевидно, что оно тоже относится к переписке складников. Перечисленные в письме предметы, возможно, были товаром, который нужно было купить или продать.

Из всего комплекса рассмотренных грамот можно заключить, что отец Луки и, очевидно, Сновид постоянно находились в Новгороде, куда поступала подробная информация о торговых операциях, совершенных в тех или иных местах, об отправленных товарах, о состоянии дел (все ли в порядке). Лука, его отец, Сновид и Иван, судя по контексту грамот, находились в одной группе складников, и не исключено, что были родственниками. С этой группой лиц так или иначе были связаны Микула, Селята, Домка и Уец.

Тексты рассмотренных берестяных грамот свидетельствуют о том, что владелец/владельцы и жители усадьбы Ж во второй четверти XII в. как и в первой, вели активную широкомасштабную торговлю как в южном, так и в западном направлении.

В остальных, чаще всего обрывочных грамотах этого периода речь идет о финансовых операциях, денежных расчетах, долговых обязательствах, взыскании штрафов через суд. Эти сюжеты также непосредственным образом связаны с ведением торговли. Кроме грамот в слоях этого периода найдены и другие свидетельства грамотности: береста с буквой и железное писало.

Вещевые комплексы

В слоях второй четверти XII в. найдено около тысячи индивидуальных находок, что вдвое меньше, чем число находок предыдущего периода. Однако состав коллекции практически тот же, что и в первой четверти столетия.

Кроме берестяных грамот об активной торговой деятельности жителей усадьбы во второй четверти XII в. свидетельствуют и разнообразные находки. В это время возрастает число товарных пломб (33 экз.) и массовых предметов импорта: розовые шиферные пряслица (31 экз.), обломки амфор (58 экз.), обломки стеклянных сосудов (80 экз.), в том числе византийского происхождения, и скорлупа грецких орехов (15 экз.). Большое количество обломков стеклянных сосудов, в том числе византийских, прекрасно иллюстрирует текст берестяной грамоты № 1005, в которой Лука сообщает отцу, что из Лук (Великие Луки) в Новгород он отправил вино и 30 «стеклянниц», т. е. стеклянных сосудов. Вино в культурном слое исчезает бесследно, а вот от сосудов сохранилось немало обломков.

Ремесленная и промысловая деятельность в это время, напротив, заметно сокращается, что отражено в ассортименте и количестве находок, связанных с прядением и ткачеством, рыболовством и охотой. Следы ювелирного производства в виде сырья, отходов, литейных форм и пр. практически исчезают и резко сокращается количество ювелирных изделий. Становится значительно меньше универсальных инструментов (шилья, иглы), которые тоже можно связывать с производственной деятельностью.

Быт усадьбы характеризуют находки разнообразной посуды: ложки (10), сосуды (4), ковши (З), в том числе с резным орнаментом, тарелки (2), чаша, крышка и уполовник. Кроме того, найдены ножи (32) и ключи (2).

Культовые предметы представлены нательными крестиками (6), в числе которых металлические (З), два янтарных и один каменный. Коллекция наверший пополнилась новыми находками, среди которых пять зооморфных, два шаровидных и одно с изображением руки, держащей свиток.

Так же, как и прежде, разнообразны украшения и детали одежды из цветного металла (60): привески (10), перстни (2), подковообразная фибула с конусовидными головками (1), накладки (8), пряжка (1), пуговицы (8).

К предметам гигиены относятся семь костяных гребней и копоушка. Практически не изменился ассортимент кожаной обуви, в числе которой детали туфель (62), сапог (21), подошвы (49).

Мир досуга нашел отражение в атрибутах подвижных игр (кубари, шары, кожаные мячи). Среди детских игрушек — три навершия деревянных игрушечных мечей и пять деревянных колесиков, возможно, от игрушечных коников.

Оглавление.

Период III. 1117—1125 гг.

Период V. 1150 — 1190-е гг.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *