Изделия из кости.

Искусство новгородской резьбы по кости зародилось в IX веке и сначала не имело специфических черт, отличающих его от других видов резьбы. В X—XI веках косторезы использовали методы обработки дерева, создавая утилитарные предметы: гребни, ложки, рукояти. С XI века мастера начали рассматривать кость как самостоятельный художественный элемент.

Новгород, являясь торговым центром, получал разнообразные товары, в том числе из Византии. Первоначально мастера копировали византийские образцы, но с XIII века, после разрушения связей с Византией из-за монголо-татарского нашествия, усилилось влияние романского искусства из Западной Европы. Со временем новгородские мастера выработали свою специфику обработки костяных изделий.

К XVII—XVIII векам русская косторезная техника сформировалась окончательно, благодаря светским заказам на мелкую пластику. Белый цвет и блеск костяных изделий подчеркивали статус и достаток владельцев, что способствовало развитию промысла.

Коллекция находок насчитывает более сорока категорий таких изделий, изготавливаемых из костей домашних животных, рогов лосей и оленей, реже из рогов быков и моржовой кости. Кость обезжиривали, варили в щелоке и распрямляли под прессом.

Новгородские мастера использовали различные виды резьбы, включая контурную, плоскорельефную, объемно-рельефную и объемную. Орнамент включал звериные, растительные и геометрические мотивы, часто комбинированные с традиционной славянской плетенкой. Наивысшего мастерства достигли в декоративных изделиях, таких как накладки для одежды и сумок с изображениями “лютых зверей” и драконов-охранителей, символов языческой мифологии.

Орнамент гребней и расчесок был особенно разнообразен, включая геометрические мотивы и глазковый орнамент с розетками, символизирующими солнце. Эти мотивы сохранились в народном искусстве до наших дней.

Археолог Олег Олейников из Института археологии РАН провел исследование костяных коньков, найденных в Великом Новгороде. Его работа показала, что катание на коньках было популярно во второй половине XI — начале XIII века. В коллекции из 51 артефакта обнаружены коньки двух типов: с креплениями и без них. Коньки с креплениями использовались с палками для отталкивания, а без креплений — как самокат.

До конца XIX — начала XX века костяные коньки были распространены в северных регионах Европы, и их история начинается с глубокой древности, вероятно, с эпохи бронзы. Большинство таких коньков изготовлены из берцовых или лучевых костей лошадей или крупного рогатого скота. Коньки с отверстиями закреплялись на ноге с помощью шнурков или ремней.

Находки исследуемые Олейниковым. Это коньки из трубчатых костей лошадей (43) и крупного рогатого скота (8) подтверждают широкую популярность катания на костяных коньках в Новгороде в XI—XIII веках. Длина коньков варьируется от 17 до 39 см, при этом меньшие артефакты, вероятно, принадлежали детям.

Исследователь отметил, что коньки с креплениями использовались для передвижения с помощью палок, как описано в трудах средневекового шведского ученого Олауса Магнуса. Без креплений коньки использовались как самокат, с одной ногой на коньке и другой для отталкивания. Результаты исследования подтверждают значимость костяных коньков в древнем Новгороде и их место в истории катания на коньках.

Денисов Никита Антонович
Выпускник факультета истории и социальных наук РГПУ имени Герцена. Учитель истории и обществознания.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *