Камея итальянской работы XIII века из Новгорода

Великий Новгород – один из крупнейших культурных и торговых центров средневековой Руси. Он активно взаимодействовал с различными европейскими странами, включая Италию. Итальянские мастера XIII века славились своим искусством резьбы по камню, и их работы высоко ценились по всей Европе. Камея из Новгорода является ярким примером этих культурных обменов и свидетельствует о высоком уровне материальной культуры города того времени.

В 1967 года на территории Новгорода, на Лубяницком раскопе, обнаружили несколько первоклассных образцов прикладного искусства. Среди них выделяется камея итальянской работы XIII века. Небольшой овальный образок с рельефным изображением Богоматери-Одигитрии. Артефакт, обладает размером 2,3 на 2,7 см и толщиной 0,3 см. Вставлен в гладкий медный уборок с ушком для подвешивания, что указывает на его использование в качестве «тельника» для ношения на груди.

Иконка сделана из коричневого камня с оранжевыми прожилками, вероятно, сердолика. Особенностью этой камеи является подчеркнуто высокий рельеф и надпись в виде традиционной греческой монограммы (МР). Правой рукой младенец двуперстно благословляет, а в левой держит шаровидный предмет, что является иконографической деталью западного происхождения.

Аналогичные рельефы можно найти среди византийских и западноевропейских произведений XII-XIII веков. Например, костяная пластинка конца X века из собрания в Люцерне или центральная часть костяного триптиха XII столетия из Британского музея. Однако, несмотря на схожесть с византийскими образцами, новгородская камея имеет более грубоватое ощущение объемной наполненности, характерное для итальянского искусства XIII века.

Камея итальянской работы XIII века из Новгорода является уникальным артефактом, который позволяет нам заглянуть в прошлое и оценить уровень мастерства средневековых ювелиров. Он подчеркивает важность Новгорода как культурного и торгового центра, где пересекались и взаимодействовали различные культуры. Важно отметить, что отдельные импортные находки и произведения искусства не всегда могут быть прямым доказательством торговых связей, поскольку часто попадали в Новгород не как торговые предметы. Аналогов данной находки не найдено до сих пор.

Денисов Никита Антонович
Выпускник факультета истории и социальных наук РГПУ имени Герцена. Учитель истории и обществознания.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *