Новгородские маски скоморохов.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-218.png
Маска скомороха. Кожа. Размер 16х13 см. Вторая половина ХІІІ в.

В Новгородском музее-заповеднике хранится 13 кожаных масок, найденных в Неревском и Троицком археологических раскопах. В мире известно всего семнадцать таких масок: одна в Польше (Ополе), тринадцать в Новгороде, две в Твери и одна во Владимире. Эти маски часто использовались как иллюстрации к истории скоморошества, связываясь с зарождением древнерусского театра. Однако, документальных подтверждений использования масок скоморохами в XI-XIII веках нет.

Маски часто фигурируют в XVII в, когда они упоминаются в челобитных и указах. Они делятся на зооморфные, антропоморфные и смешанного типа. Все они использовались во время праздников и различных обрядах. Зооморфные маски имеют звериные уши, антропоморфные изображают человеческие лица, а смешанные могут изображать как человека, так и мифическое существо.

Маска скомороха. Украшена цветной росписью. Кожа. Размер 25.5х23 см. Начало ХІІІ в.

На некоторых масках сохранились следы пришитых бород, усов и бровей, а также следы краски. Одна часть масок надевалась на лицо и крепилась завязками, другая — прибивалась к деревянной основе с рукоятью для держания в руках. Две маски из Новгородского музея-заповедника антропоморфные. Примечательно, что из всех семнадцати известных масок улыбается только она.

Долгое время считалось, что эти маски использовали древнерусские бродячие актеры — скоморохи. Однако Б. Б. Овчинникова и Е. В. Копнина, исследовавшие маски, в своей статье утверждают, что нет фактов, подтверждающих эту гипотезу, и что внешний вид масок скорее пугал, чем развлекал. Скоморохам для общения с публикой была нужна живая мимика, а не маски.

Название “скоморох” некоторые связывают с греческим словом “маскарас”, которое, перетасовывая буквы, стало “скоморох”. Скоморохи ходили по городам и селам, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки, показывали фокусы, водили медведей и пели веселые песни. Возможно, они олицетворяли альтернативный “перевернутый” мир, нарушающий правила и запреты.

Многие исследователи связывают скоморохов с языческими обрядами. Жрецы и шаманы часто использовали маски для уподобления сверхъестественным существам или для защиты при общении с духами. Если это так, то маски скоморохов имели магическое значение.

Связь скоморохов с язычеством подтверждается гонениями со стороны православной церкви. В церковных поучениях скоморохи назывались “порождением сатаны”. В XV веке в одной из церковных книг говорится: “Сатана собрал бесов, преобразил в человеков”, которые ходили по городам, “одни били в бубны, другие играли на сопелях”.

13 масок найденных в Великом Новгороде:

Рисунки масок Е.В.Копниной

1. Зооморфная маска с “ушками” и “бородой”, изготовлена из плотной черной кожи. Около трети маски утрачено, реставрация была проведена сотрудниками НГМ по аналогии с сохранившейся частью. На краю левого уха и вдоль всей левой стороны до бороды видны следы прошивки. Способ крепления определить сложно, возможно, она привязывалась, так как на уровне глаза с левой стороны есть отверстие. “Глаза”, “нос” в форме клапана и “рот” вырезаны схематично, но зубы отчетливо видны.

2. Зооморфная маска с “ушками”, сделана из плотной темно-коричневой кожи. Состояние маски хорошее. На обратной стороне видны следы щепы и ржавчины, а также небольшие отверстия на уровне лба, под глазницами и на подбородке, что указывает на возможное крепление к деревянной основе с рукояткой. Отверстия для “глаз”, “носа” и “рта” вырезаны грубо, без детальной проработки. “Нос” прорезан в форме клапана.

3. Антропоморфная маска, “представляет смеющуюся человеческую физиономию, углы рта высоко подняты, зубы намечены зигзагообразной линией”. (Представлена первым изображением в статье)

4. Антропоморфная маска из тонкой, гладкой черной кожи. Примерно треть маски отсутствует. На краях отчетливо заметны следы прошивки, что может указывать на наличие дополнительных деталей, пришитых к маске для завершения образа. “Глаза” имеют миндалевидную форму, а “нос” выполнен в виде клапана.

5. Маска с солярным символом, изготовлена из толстой коричневой кожи. Рисунок нанесен белой краской. “Глаза” имеют округлую форму, “нос” выполнен в виде клапана, а “рот” и зубы прорезаны аккуратно. Возможно, о данной маске упоминает А.А. Александров, говоря о найденной в 1957 году в Новгороде расписанной маске конца XII века в виде мужского лица: “На лбу изображено солнце большим красным кругом с желтым ободком, испускающее красные, желтые и белые лучи. По обеим сторонам светила – драконоподобные существа.” Однако, сотрудники НГМ и НАЭ отмечают, что маски с драконами никогда не было. Если речь идет о Новгороде, то эта маска с солярным символом является единственным экземпляром.

6. Маска, украшенная полосами красного, желтого и оранжевого цветов под глазницами, выполнена из коричневой кожи. Часть маски утрачена, и сохранившийся фрагмент может быть как верхней, так и нижней частью. Если считать этот фрагмент нижней частью, цветные полосы окажутся под глазницами. На левом краю и вокруг глазниц видны следы прошивки. Глазницы вырезаны непривычно аккуратно, хотя и расположены странным образом.

7. Маска смешанного типа из толстой коричневой кожи, примерно треть маски отсутствует. Вдоль всего контура видны прошивки. Способ крепления предположительно традиционный — через отверстия в верхней части маски. Все вырезы сделаны аккуратно: глаза имеют круглую форму, зубы четко обозначены, а нос вырезан в виде треугольника.

8. Маска смешанного типа из черной кожи; сильно повреждена, с многочисленными разрывами и обветшавшими краями, фрагмент справа утрачен. Отличается среди других масок своими крупными размерами, отсутствием прошивок и очень тонкой кожей. Вероятно, крепилась традиционным способом — привязывалась через отверстия в нижней части и на лбу. “Глаза”, “нос” и “рот” выполнены схематично, без детальной проработки. Глаза разного размера и расположены на разных уровнях. “Нос” предположительно был в виде клапана, но утратился. Во “рту” с правой стороны внизу отчетливо видны зубы.

9. Маска смешанного типа из толстой кожи светло-коричневого (охра) цвета. Часть возле левого глаза утрачена и восстановлена. По всему периметру видны следы прошивки. Место крепления к лицу не обнаружено. “Глаза”, “нос” и “рот” выполнены очень схематично. “Глаза” имеют неправильную круглую форму, “нос” небольшой, выполнен в виде клапана. В “рту” сверху схематично обозначены зубы.

10. Маска смешанного типа, сделанная из мягкой толстой черной кожи. На поверхности кожи заметны складки и следы прошивок по краям. Возможно, маска была вырезана из голенища сапога. “Глаза”, “нос” и “рот” обозначены очень схематично. “Нос” выполнен в форме клапана, а “рот” представляет собой щель с одним зубом внизу.

11. Маска смешанного типа, изготовленная из тонкой коричневой кожи. Особенностью этой маски являются прошивки, которые видны не только по краям, но и вокруг “носа”, а также вокруг треугольных отверстий в верхнем правом углу и внизу. Предположительно, маска крепилась традиционным способом — привязывалась. Отверстия для “носа”, “рта” и “глаз” достаточно крупные. “Глаза” имеют округлую форму, “нос” выполнен в виде вертикального вытянутого овала, а “рот” представляет собой неровное отверстие с заостренными краями.

12. Маска смешанного типа с тремя круглыми отверстиями в верхней части — два по краям и одно в центре на мысике. Эти отверстия могли использоваться как для привязывания маски, так и для крепления декоративных элементов. Отверстия для “глаз”, “носа” и “рта” выполнены неаккуратно. “Глаза” имеют округлую форму и расположены на разном уровне. “Нос” выполнен в виде клапана. “Рот” вырезан неровно и расположен по диагонали, без зубов.

13. Маска смешанного типа, сделанная из толстой кожи; сохранилась в хорошем состоянии. Крепления, вероятно, находились по краям верхней части. Благодаря крупным размерам, детали маски четко видны, хотя выполнены не очень аккуратно. В “рту” есть прорези сверху и снизу; “глаза” круглой формы и расположены на одном уровне; “нос” имеет треугольную форму и выполнен в виде клапана.

Денисов Никита Антонович
Выпускник факультета истории и социальных наук РГПУ имени Герцена. Учитель истории и обществознания.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *