Изделия из дерева Великого Новгорода

Языческий идол. Деталь. Личина домового. Дерево, резьба; глаза из гороха. Длина лица 5,3 см. Середина Х в.

В Древней Руси дерево являлось основным и самым распространенным материалом для изготовления различных изделий. Из него возводили жилые и крепостные сооружения, производили мебель, домашнюю утварь, посуду, инструменты, корабли, механизмы и многое другое. Практичность изделий часто сочеталась с эстетической ценностью. Новгородцы украшали резьбой почти все свои творения, начиная от детских игрушек и заканчивая надгробными крестами. Дерево считалось наиболее удобным материалом для художественной обработки. Использовались различные виды древесины: сосна, ель, ясень, липа, лиственница, дуб, береза, можжевельник, яблоня, самшит и другие породы.

Личина для крепления ручки у крышки сундука. Изображена морда зверя. Дерево, резьба. Вы- сота 8 см. ХІV в.

Искусство резьбы по дереву было массовым и широко распространенным видом творчества, доступным каждому. Взрослые и подростки, умело обращавшиеся с ножом и резцом, могли мастерски обрабатывать дерево. Резчик одновременно выступал в роли творца, исполнителя и часто потребителя своих изделий. Наибольшего расцвета деревянное прикладное искусство достигло в ранний период новгородской истории, в X-XII веках. Украшая дома, утварь, посуду, корабли, сани и другие предметы, новгородцы воспевали природу и создавали изделия, которые, по их верованиям, защищали от злых духов, таких как упыри и лешие.

Крест нательный с изображением распятия на одной стороне и избранных святых – Сергия, Василия, Григория, Иоанна Богослова и Варлаама на другой. Дерево, резьба. Высота 7.2 см. Начало ХѴ в.
Передок саней. Фрагмент. Изображены четыре дракона с развевающимися гривами. Дере во-сосна, плоскорельефная резь ба. Длина сохранившейся части 45-5 см, ширина бруса 6,7 см. Середина ХІ в.

Наиболее популярными украшениями были «звериные» и растительные орнаменты с плавными узорами лент бесконечной плетенки. В XIII-XIV веках, с развитием ремесленного производства и распространением христианства, искусство языческой орнаментации стало терять свою значимость, уступая место геометрическим узорам.

Игрушка-коник на колесах. Резным контуром изображена сбруя. Дерево, резьба. Длина 21 см. Середина ХІІ в.
Игрушка- коник на колесах. Дерево, резьба. Длина 17 см. Вторая половина ХІV в.

Основой всех видов резьбы по дереву была система выемок вглубь материала. Резец четко очерчивал тонкий контур изображения, создавая узкую двухгранную канавку — порезку. Другим приемом была плоскорельефная резьба, при которой дерево между узорами вырезалось, что понижало фон и сглаживало границы рельефного рисунка. Также были распространены трехгранно-выемчатая резьба и прорезь, часто использовавшаяся в архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек и различной посуды применялась объемно-рельефная резьба.

Верхняя половина сохранившейся части колонны, украшенной большой узорной пальметтой. Дерево дуб, плоскорельефная резьба. Диаметр 51 см, длина сохранившейся части 80 см. Вторая половина ХІ в.
Денисов Никита Антонович
Выпускник факультета истории и социальных наук РГПУ имени Герцена. Учитель истории и обществознания.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *