![](https://archenov.risingcom.ru/wp-content/uploads/2024/07/image-184.png)
В Древней Руси дерево являлось основным и самым распространенным материалом для изготовления различных изделий. Из него возводили жилые и крепостные сооружения, производили мебель, домашнюю утварь, посуду, инструменты, корабли, механизмы и многое другое. Практичность изделий часто сочеталась с эстетической ценностью. Новгородцы украшали резьбой почти все свои творения, начиная от детских игрушек и заканчивая надгробными крестами. Дерево считалось наиболее удобным материалом для художественной обработки. Использовались различные виды древесины: сосна, ель, ясень, липа, лиственница, дуб, береза, можжевельник, яблоня, самшит и другие породы.
![](https://archenov.risingcom.ru/wp-content/uploads/2024/07/image-191.png)
Искусство резьбы по дереву было массовым и широко распространенным видом творчества, доступным каждому. Взрослые и подростки, умело обращавшиеся с ножом и резцом, могли мастерски обрабатывать дерево. Резчик одновременно выступал в роли творца, исполнителя и часто потребителя своих изделий. Наибольшего расцвета деревянное прикладное искусство достигло в ранний период новгородской истории, в X-XII веках. Украшая дома, утварь, посуду, корабли, сани и другие предметы, новгородцы воспевали природу и создавали изделия, которые, по их верованиям, защищали от злых духов, таких как упыри и лешие.
![](https://archenov.risingcom.ru/wp-content/uploads/2024/07/image-186-700x733.png)
![](https://archenov.risingcom.ru/wp-content/uploads/2024/07/image-188-700x350.png)
Наиболее популярными украшениями были «звериные» и растительные орнаменты с плавными узорами лент бесконечной плетенки. В XIII-XIV веках, с развитием ремесленного производства и распространением христианства, искусство языческой орнаментации стало терять свою значимость, уступая место геометрическим узорам.
![](https://archenov.risingcom.ru/wp-content/uploads/2024/07/image-189-700x363.png)
![](https://archenov.risingcom.ru/wp-content/uploads/2024/07/image-190.png)
Основой всех видов резьбы по дереву была система выемок вглубь материала. Резец четко очерчивал тонкий контур изображения, создавая узкую двухгранную канавку — порезку. Другим приемом была плоскорельефная резьба, при которой дерево между узорами вырезалось, что понижало фон и сглаживало границы рельефного рисунка. Также были распространены трехгранно-выемчатая резьба и прорезь, часто использовавшаяся в архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек и различной посуды применялась объемно-рельефная резьба.
![](https://archenov.risingcom.ru/wp-content/uploads/2024/07/image-193.png)