Арциховский А.В. Раскопки на Славне в Новгороде 1

Археологическое изучение Новгорода Вели­кого начато в 1932 г. на Славне. Раскопкам этого района посвящены были четыре полевых кампании: 1932, 1934, 1936 и 1937 гг. О каждой из них напечатаны предварительные сообще­ния,  итоги работ 1932 и 1934 гг. были подве­дены в особой статье,1 2 но в целом раскопки из-за войны долго оставались неизданными; настоящая статья ставит себе задачи их пу­бликации.

Термин «Славно» и термин «Холм» довольно часто упоминаются в летописи. Это почти сино­нимы, но нельзя считать их совсем таковыми, к чему некоторые авторы склоняются. Холм составлял, по-видимому, часть Славна, но часть основную. В некоторых летописных упомина­ниях Славно представляется довольно зна­чительным районом.3 Но такие сведения сра­внительно редки; в большинстве летописных известий со Славном связаны две церкви, по­зволяющие топографически уточнить эту тер­риторию. Они стоят доныне рядом; это Илья на Славне и Петр и Павел на Славне, рас­стояние между ними всего 12 м. Илья связан летописцами со Славном двенадцать раз,4 Петр и Павел — семь раз.5 Другие церкви от­носятся к Славну лишь в виде исключения, а именно: Михаил (сравнительно близкий) два раза,6 Святые отцы (точное место их неизвест­но) один раз,7 Иван один раз.8

Последнее упоминание свидетельствует о том, что один из летописцев просто отожествлял понятия «Слав­но» и «Славенский конец», так как названа церковь Ивана в Торгу, т. е. Ивана на Опоках, лежащая на противоположном краю названно­го конца; такое отожествление видно здесь и из всего контекста, но оно отнюдь не типично. Славно было лишь основным ядром конца, оно дало ему свое имя, однако топография этого обширного конца хорошо известна, в частности церквей там было много, и некоторые из них прямо связывает с ним летопись. У Славна ле­топись упоминает лесную пристань,9 это не противоречит намечаемой топографии, посколь­ку от обеих основных славенских церквей до Волхова близко, здесь и поныне пристают плоты. Одна из улиц в этом районе до сих пор носит имя «Славная улица», но направление ее, как и других улиц Торговой стороны, силь­но изменено в XVIII в. Во всяком случае вбли­зи двух названных церквей всегда проходила, как и теперь, Ильинская улица, древняя Иль­ина, получившая свое имя по одной из них.

Местоположение Холма может быть по ле­тописям определено еще точнее: церковь Ильи связана с ним восемь раз,10 церковь Петра и Павла — семь раз,11 никаких других топогра­фических указаний для него нет. Вторая церковь в двух из этих упоминаний именуется сокращенно: «црькы святых апостол» 12 и «цер­ковь святую апостолу».13 Однако в другой редакции первого известия Петр и Павел на­званы, 14 а во втором известии двойственное число тоже устраняет все сомнения.

Слово «холм» надо понимать в буквальном смысле. Новгород расположен в ровной и низ­менной местности, среди нее небольшое воз­вышение, на котором стоят две церкви, до сих пор представляется заметным холмом. Надо учесть и то, что культурный слой при раскопках на Холме оказался тоньше, чем в других районах города, из чего следует, что на заре новгородской истории разница в рельефе была больше. Предполагать здесь, как это делали норманисты, скандинавское слово «holm», остров, бессмысленно: назвать данную местность островом нельзя ни в каком смысле.

Писцовые и лавочные книги XVI в. неодно­кратно называют живущих на Славне садовников. Большинство упоминаний термина «Славно» связано в этих книгах с садовника­ми. 15 Очевидно, там были большие сады, воз­никшие, надо полагать, раньше; от предыду­щих веков подобные источники не дошли.

Оглавление.

Арциховский А.В. Раскопки на Славне в Новгороде 2