Художественное стеклоделие. Великий Новгород.

Художественное стеклоделие является одним из старейших видов декоративного искусства. Прекрасные качества стекла — прозрачность, пластичность, блеск, способность принимать разнообразные окраски, а также доступность исходных материалов (песок, поташ, известь) — сделали его популярным для художественной обработки с древних времен. В Древней Руси из стекла производили посуду и оконные вставки, но основная масса шла на украшения — бусы, браслеты, перстни, мозаичные смальты и цветные эмали. Русское стеклоделие появилось в XI веке, до этого стекло ввозили из Византии и Ближнего Востока. Импорт стекла, особенно художественного, продолжался и позже. Стеклянные бусы отличались разнообразием форм и цветов, включая яркие и сдержанные оттенки. Они различались по прозрачности, цвету и форме, от простых овальных до сложных геометрических, с расписными орнаментами. В Новгороде найдено более двух тысяч экземпляров. Бусы часто комбинировали с драгоценными камнями, хрусталем, металлическими подвесками для создания нарядных ожерелий. Мода на бусы часто менялась, и археологи легко датируют слои по их форме и орнаменту.

Также обнаружены многочисленные стеклянные браслеты. Женщины в Древнем Новгороде, как и по всей Руси, украшали себя браслетами различных форм и цветов. Мода на стеклянные браслеты возникла в 30-40-е годы XII века и прошла в начале XIV века. До конца XII века браслеты привозили из Киевской земли, затем началось местное производство. Браслеты всегда были круглыми, но различались по сечению: гладкие, крученые, квадратные, рубчатые, треугольные и др. Цветовая гамма включала черный, коричневый, зеленый, желтый, бирюзовый, фиолетовый, синий и бесцветный. В новгородской коллекции значительное место занимают изделия из янтаря: бусы, перстни, крестики, вставки в перстни, подвески. Таких изделий найдено более тысячи. Янтарь поступал в Новгород из Поднепровья и Прибалтики.

При археологических исследованиях в Великом Новгороде обнаружены редкие находки, включая стеклянный сосуд с пестро-пятнистым декором. Фрагменты были найдены на Троицком раскопе. В 2009 г. Ю. Л. Щапова рассмотрела эту находку в статье, где реконструировала форму и декор сосуда и описала технологию изготовления. Фрагменты происходят из усадьбы «Е», где находились жилая и хозяйственные постройки, и датируются второй четвертью — серединой XII в.

Всего найдено 18 фрагментов сосуда. Большая часть (13 обломков) обнаружена в 1998 г., последний фрагмент — в 1999 г. Десять фрагментов соединяются, представляя чашу с вертикальным бортиком, округлым туловом и кольцевым поддоном. Диаметр венчика 14,5–16,5 см, высота — около 7 см, диаметр поддона — 5,8 см, высота — 5,6–6,5 мм, толщина стенок — 1,3–3,8 мм. Сосуд выполнен в технике свободного выдувания из прозрачного стекла с зеленоватым оттенком, украшен накладным декором из разноцветного стекла: белого, печеночно-красного, синего, зеленого, серовато-розового, желто-коричневого.

Ю. Л. Щапова описала декор новгородской чаши как выполненный по сложной технологии одновременно с изготовлением сосуда. Процесс создания включал несколько этапов: сначала мастер набирал стекло на стеклодувную трубку, создавал заготовку, затем обваливал её в разноцветной стеклянной крошке, и после нагревания обкатывал на гладкой плоской поверхности. Разогрев заготовку в печи, стеклодув приступал к формованию, выдувая пузырь нужного объема и придавая сосуду нужные очертания. К дну изделия прикреплялся железный прут (понтия), отделялась излишняя часть заготовки, и оформлялся верх сосуда. После завершения этих манипуляций и отжига получалась чаша с монохромной внутренней поверхностью и яркими разноцветными пятнами на внешней поверхности.

В 1938 г. немецкий археолог Ф. Фремерсдорф впервые описал технику украшения сосудов с разноцветными пятнами, назвав их стеклом с “пестро-пятнистой поверхностью”. Эти термины использовали восточноевропейские исследователи. В англоязычной литературе нет единого термина. В отечественных учебниках используется термин “панировка измельченным стеклом” или “декорирование цветной стеклянной крошкой”. Изготовление посуды с пестро-пятнистым декором требовало высокой квалификации стеклодува и знания коэффициентов теплового расширения различных стекол, чтобы избежать трещин и разрушения после охлаждения.

Денисов Никита Антонович
Выпускник факультета истории и социальных наук РГПУ имени Герцена. Учитель истории и обществознания.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *