Камея итальянской работы XIII века из Новгорода

Великий Новгород – один из крупнейших культурных и торговых центров средневековой Руси. Он активно взаимодействовал с различными европейскими странами, включая Италию. Итальянские мастера XIII века славились своим искусством резьбы по камню, и их работы высоко ценились по всей Европе. Камея из Новгорода является ярким примером этих культурных обменов и свидетельствует о высоком уровне материальной культуры города того времени.

В 1967 года на территории Новгорода, на Лубяницком раскопе, обнаружили несколько первоклассных образцов прикладного искусства. Среди них выделяется камея итальянской работы XIII века. Небольшой овальный образок с рельефным изображением Богоматери-Одигитрии. Артефакт, обладает размером 2,3 на 2,7 см и толщиной 0,3 см. Вставлен в гладкий медный уборок с ушком для подвешивания, что указывает на его использование в качестве «тельника» для ношения на груди.

Читать далее →

Оружие Великого Новгорода. Ножи и кинжалы.

Нож с рукоятью. XI в. Из коллекции, собранной в процессе археологических исследований на Троицком VIII раскопе (Софийская сторона г.Новгорода, улица Пролетарская) в 1985-1987 гг.

В ходе раскопок в Новгороде были найдены разнообразные виды вооружения, среди которых выделяются кинжалы и ножи. Всего было обнаружено более 2000 ножей, многие из которых могли использоваться как для охоты, так и в ближнем бою. На протяжении всей истории нож оставался самым универсальным и распространенным инструментом, который помогал человеку в повседневной жизни, ремесле и военном деле. Этот инструмент также наделяли сакральным значением. Во время археологических исследований в Новгороде и его окрестностях находят множество ножей и эта категория предметов является самой массовой при раскопках.

Читать далее →

Оружие Великого Новгорода. Топоры.

Топор с рукоятью. ХIII-XIV вв. Найден в процессе археологических исследований на Троицком X раскопе (Софийская сторона г.Новгорода, улица Пролетарская) в 1989 г.

Топоры играли важную роль в вооружении ближнего боя у новгородцев. Это подтверждают летописные упоминания, древние миниатюры и археологические находки топоров в курганах Новгородской земли X—XII веков. Топоры использовались не только народным ополчением, но и княжескими дружинниками и самими князьями. Князья и дружинники были вооружены боевыми топорами, в то время как народное ополчение использовало рабочие варианты. Топоры были на вооружении как конных, так и пеших воинов.

Читать далее →

Оружие Великого Новгорода. Копья.

Наконечник копья. XI в.
Из коллекции, собранной в процессе археологических исследований Троицкого III раскопа (Софийская сторона г.Новгорода) в 1975 г.

В древнерусском войске копье обладало большой значимостью, как и меч, являясь одним из ключевых видов оружия для ближнего боя. Оно обходилось дешевле, по сравнению с мечом, использовалось богатыми дружинниками, так и менее зажиточными воинами, включая ремесленников и крестьян. Было распространено как в коннице, так и в пехоте. Русские летописи и новгородские иконы часто изображают войско с множеством копий. Упоминания славянских воинов с копьями также присутствует и в византийских источниках.

Читать далее →

Купеческие усадьбы

План раскопов в Новгороде: 1 — Славенский, 1932 г., 2 — Славенский, 1934—1935 гг., 3 — на Ярославовом Дворище, 1938 г., 4 — на Ярославовом Дворище, 1939 г., 5 — на Ярославовом Дворище, 1947—1948 гг., 6 — на Чудинцевой ул., 1947 г., 7 — Неревский, 1948 г., 8—Неревский, 1951—1962 гг., 9 — Ильинский, 1962—1967 гг., 10 — Лубяницкий, 1967 г., 11 — Славенский, 1968 г., 12 — Готский, 1968—1970 гг., 13 — Тихвинский, 1969 г., 14 — Рогатицкий, 1971 г., 15 — Торговый, 1971 г., 16 — Людогощинский, 1972 г., 17 — Кировский, 1972—1974 гг., 18 — Троицкий, 1973—1975 гг., 19 — Козмодемьянским 1974 г., 20 — Суворовский, 1970 г. Пунктиром обозначено примерное местоположение иноземных дворов: I — Готского, II — Немецкого

Значительным достижением новгородской археологии после обнаружения берестяных грамот стало открытие усадеб. Вначале археологические раскопки городов не предоставляли даже частично открытых усадеб. Лишь на Неревском раскопе, когда площадь исследуемой территории достигла нескольких тысяч квадратных метров, удалось впервые говорить об усадьбах. Было обнаружено двенадцать усадеб, восемь из которых исследованы полностью. Находки и берестяные грамоты помогли определить владельцев усадеб, их жителей и занятия. Анализ материалов показал, что большинство усадеб принадлежали боярам, на территории которых жили купцы, ремесленники и другие жители Новгорода. Этот факт помог разрешить важный теоретический спор о природе экономической системы Новгородской республики. Ранее считалось, что Новгород был исключительно торговым городом, где купцы играли ключевую роль в экономике и политике. Однако исследования конца 30-х годов показали, что основой экономики боярства было крупное землевладение.

Открытие берестяных грамот и богатых боярских усадеб на Неревском раскопе окончательно развенчало мысль о тождественности бояр и купцов. Переписка боярской семьи Мишиничей-Онцифоровичей подтверждает, что владение землей и эксплуатация крестьян были основой хозяйства и власти новгородских бояр. В этих грамотах нет упоминаний о заморских товарах и торговых операциях, так как торговля не играла значимой роли в боярском хозяйстве.

Читать далее →

Печати Великого Новгорода

Вислая печать с изображением апостола Андрея. Свинец, штамп. Диаметр 2,5 см. ХІІ в.

Свинцовые печати, прикреплявшиеся к средневековым официальным документам на шнурах, часто обнаруживаются при археологических раскопках в древнем княжеском архиве на Городище и в усадьбах Новгорода. Они являются важнейшим источником информации о развитии государственных институтов Новгорода, так как их могли использовать только официальные лица администрации.

Читать далее →