Кожаные изделия являются одними из самых частых находок на раскопках в Новгороде. Среди них обувь различных моделей, кожгалантерея, шорно-седельные изделия, художественные аппликации для одежды и утвари, мячи для игр взрослых и детей. Кожаная обувь X-XV веков представлена разнообразными моделями поршней (вид обуви, напоминающий современные мягкие тапочки), мягкими башмаками, полусапожками и сапогами. Обувь найдена мужская, женская и детская. Подавляющее большинство находок (более 15 тысяч) составляют части обуви: верх, носки, задники, подошвы, стельки. Целых экземпляров обуви найдено мало, немногим более ста штук.
Мягкие башмаки и женская обувь украшались вышивкой. Характер орнаментации был весьма однородным, но изменялся со временем. Наиболее популярным мотивом вышивки на мягких башмаках и туфлях был растительный узор, переплетающийся с бесконечной плетенкой. Вышивку по коже выполняли шерстяными, льняными и шелковыми нитями, окрашенными в зеленый, красный, желтый и другие цвета. Контурные рисунки вышивали швом “назад иголкой” или “веревочкой”, иногда заполняя рисунок ковровым швом. Помимо вышивки, обувь украшали узкими ремешками, которые продевали через ряды прорезей в верхней части обуви.
Остатки сапожных мастерских найдены при раскопках разных археологов и при строительных работах в различных районах города. Первая открытая в Новгороде (в 1934 г.) мастерская принадлежала сапожнику-кожевнику.
Среди кожгалантереи встречаются различные типы сумок и кошельков, ножны для ножей, кинжалов, мечей, чехлы для топоров, футляры для ложек, рукавицы, поясные ремни, колчаны для стрел и многое другое. На плоских поверхностях изделий тиснением и аппликацией наносились узоры. Основным видом декора был растительный узор, иногда окаймлявшийся геометрическим орнаментом, чаще всего в виде ромба или круга. Иногда изображались сюжетные сценки из жизни животных и людей, а также жанровые изображения христианского культа.
Художественное тиснение по коже выполнялось следующим образом: мастер брал предварительно размоченную заготовку кожи, помещал её на деревянную форму, на которой был вырезан будущий узор или изображение, и выдавливал орнамент костяным лощилом. Когда тиснение заканчивалось, кожу вместе с формой сушили на воздухе, после чего сухую заготовку кроили в зависимости от вида изделия.
Находки кожаной художественной аппликации многочисленны в культурных слоях всех веков. Аппликации представлены всеми видами декора – от простых геометрических фигур и растительного узора до изображений птиц и зверей.
Среди множества кожаных предметов, найденных при раскопках в Великом Новгороде в слоях XII–XIV вв., иногда попадаются фрагменты метательных пращей размером около 12 × 5 см, с несколькими поперечными прорезями и сквозными отверстиями по краям. Эти фрагменты, относящиеся к категории “малосерийных”, часто считались отходами от раскроя обуви или поясных деталей. Несмотря на небольшие различия в размерах, типах кроя и количестве прорезей, их конструктивное сходство очевидно. Определить такие детали затруднительно.
Важным источником сведений о ремесленном производстве Великого Новгорода, дополняющим археологические материалы, являются письменные источники, которые выделяют Новгород среди других древнерусских городов. Для исследования кожевенно-сапожного ремесла наиболее ценные данные содержатся в писцовых, лавочных (оброчных) книгах, актах продажи земли, таможенных книгах, свидетельствах иностранцев и берестяных грамотах.
Например, согласно данным переписи, в конце XVI века кожевники и сапожники были самыми многочисленными ремесленными специальностями: кожевников насчитывалось 427 человек, а сапожников – 390, что составляет почти 15% от общего числа ремесленников. Несмотря на значительное сокращение населения, которое очевидно из источников XVI века, соотношение ремесленников по сравнению с временами Новгородской республики, по моему мнению, изменилось незначительно. В частности, большое количество сапожников объясняется значительной численностью городского населения, избежавшего монгольского разорения и плена. Очевидно, что для обслуживания такого количества жителей, большинство из которых носило кожаную обувь, требовалось большое число сапожников.
Из интересных находок также можно отметить коллекцию из 147 обувных деталей, обнаруженную в 2009 году на Ильменском раскопе, где были вскрыты средневековые напластования XII – первой половины XV веков на площади около 250 м².
В ходе работ 2009 года на Ильменском раскопе Собрана репрезентативная коллекция «археологической кожи», в основном состоящая из 147 обувных деталей. Небольшое количество обувных деталей связано с тем, что территория долгое время была свободна от застройки. В верхних слоях органика почти не сохранилась из-за сухости грунта, поэтому большинство найденных деталей сосредоточены в слое конца XIV – начала XV веков, что повышает ценность коллекции.